Цели:
·
Уточнить знания детей о понятиях
"живая” и "неживая природа”;
·
Закрепить знания о необходимых
условиях для роста растений, ухода за комнатными растениями, познакомить с
новыми способами выращивания комнатных растений;
·
Воспитывать бережное отношение к
природе, прививать любовь к Родине; активизировать в речи понятие "живая”
и "неживая природа”; развивать фразовую речь.
Материал: цветы-карточки, схема роста растения, плакаты с
запретными знаками, семена и земля для посадки, лейка с водой, медали.
Предварительная работа: беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение
рассказов о природе, экскурсии, изготовление плакатов.
Воспитатель: Сегодня
мы с вами будем юными помощниками природы. А как вы думаете, что они должны
делать?
Дети: Беречь природу, заботится о ней.
Воспитатель: К нам в гости пришла Капитошка. Она подготовила
интересные задания. За правильный ответ она будет давать свою капельку.
Кап: Здравствуйте дети! Мы сегодня с
вами будем говорить о природе и не природе. Я вам буду задавать вопросы, а вы
должны правильно на них отвечать.
Задание 1. Игра "Ответь на вопрос?”
Капитошка: Что нас окружает?
Дети: Природа и не природа.
Капитошка: Какая бывает природа?
Дети: "Живая” и "неживая природа”.
Капитошка: Что относится к живой природе?
Дети: Всё, что растёт, дышит, питается, размножается:
человек, растения, животные, грибы.
Капитошка: Что относится к неживой природе?
Дети: Воздух, вода, земля, камни, природные явления.
Капитошка: Вы правильно ответили, а теперь давайте возьмите в руки
листочки и разберите картинки. Если изображена на картинке "живая”
природа, собраться нужно на зелёной лужайке, а если "неживая” – на жёлтой.
Дети классифицируют картинки,
объясняя свой выбор.
(За это задание Капитошка даёт
"капельку”.)
Задание 2.
Дидактическая игра "Найди по описанию”.
Воспитатель описывает растение, дети
находят его по картинкам.
1.
У этого растения стебель толстый, а
вместо листьев – колючки. Иногда на нем могут расцветать цветы (кактус).
2.
Это растения с высоким стеблем, от
которого отходят длинные заостренные мясистые листья, покрытые по краям
колючками. Цветы очень красивые, собраны в соцветия, красной или оранжевой
окраски. Оно цветет один раз в сто лет, поэтому имеет народное название –
столетник (алоэ).
3.
Это растение с высокими стеблями. По
форме напоминает куст. Листья разнообразной формы. Цветки собраны в большие
соцветия – белые, розовые, желтые, красные (герань).
4.
Это растение с длинными резными
листьями, никогда не цветет (папоротник).
5.
Это растение с коротким сочным
стеблем, толстые темно-зеленые бархатные листья собраны в розетку. Цветки
нежно-розового, белого или нежно-фиолетового цвета. Цветет до глубокой осени, а
иногда и зимой (фиалка).
6.
Это растение, напоминающее куст, у
него длинные мохнатые стебли. На стеблях растут красивые листья, разные по
окраске. Встречаются цветки розовые, красные, оранжевые или белые. Они собраны
вместе в соцветия (бегония).
(Капитошка дает еще капельку.)
Задание 3. "
Запретные знаки”.
Воспитатель: Природе угрожает опасность. Чтобы ей помочь,
существуют запретные знаки. Назовите их.
А) Нельзя рвать редкие цветы;
Стихотворение :
Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я и ты
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я и ты
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Б) Нельзя трогать птенцов и разорять
гнёзда.
Стихотворение
читает ребёнок:
Пеночка летает, песенку поёт.
Мошек собирает, в гнёздышко несёт.
Гнёздышко на ветке скрыто под листочком.
В нём щебечут детки с тоненьким пушком.
Прибежали дети, гнёздышко нашли.
Птенчиков забрали, домой унесли.
Прилетела пеночка, птенцов не нашла.
От тоски и скуки птичка умерла.
Мошек собирает, в гнёздышко несёт.
Гнёздышко на ветке скрыто под листочком.
В нём щебечут детки с тоненьким пушком.
Прибежали дети, гнёздышко нашли.
Птенчиков забрали, домой унесли.
Прилетела пеночка, птенцов не нашла.
От тоски и скуки птичка умерла.
В) Нельзя разжигать костёр близко от
деревьев.
Капитошка читает
стихотворение:
Автор: Николай Гумилёв "Лесной
пожар”.
Ветер гонит тучу дыма,
Словно грузного коня.
Вслед за ним неумолимо
Встало зарево огня.
Словно грузного коня.
Вслед за ним неумолимо
Встало зарево огня.
Только в редкие просветы
Темно-бурых тополей
Видно розовые светы
Обезумевших полей.
Темно-бурых тополей
Видно розовые светы
Обезумевших полей.
Ярко вспыхивает маис,
С острым запахом смолы,
И, шипя и разгораясь,
В пламя падают стволы.
С острым запахом смолы,
И, шипя и разгораясь,
В пламя падают стволы.
Резкий грохот, тяжкий топот,
Вой, мычанье, визг и рев,
И зловеще-тихий ропот
Закипающих ручьев.
Вой, мычанье, визг и рев,
И зловеще-тихий ропот
Закипающих ручьев.
(За это задание дети получают
"капельку”.)
Физкультминутка
"Цветок”.
Наши красивые
цветки
Расправляют лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши красивые цветки Вырастают высоки. А мы их погладим И тихонько сядем. |
Пальцы собраны в щепотки и
"раскрываются”.
Руки разводятся в стороны. Покачивание прямыми руками в стороны, ладони вверх. В том же положении ладони вниз, встряхивание пальцами. Руки через стороны вверх. Потянуться. Дети медленно опускают руки скрестно, гладят себя по плечам Садятся на свои места. |
Задание 4.
"Ситуации”.
Капитошка: Пошли дети гулять на лужайку. А там цветут красивые
одуванчики. Дети нарвали огромный букет и принесли его Воспитателю. Она увидела
букет и не обрадовалась, а расстроилась. Почему? (Ответы детей.)
– Из гнезда вывалился птенец. Что вы
будете делать? (Ответы детей.)
– Если на участке вы заметили грибы.
Ваши действия? (Ответы детей.)
(За это задание дети получают
"капельку”.)
Задание 5.
"Назови правильно!”.
Капитошка: Чтобы расцвёл этот цветок, вы должны правильно
сказать, что необходимо для роста растений.
(После правильного ответа цветочек
"расцветает” по одному лепесточку.)
(Ответы детей: земля, полив,
рыхление, мытьё листьев, свет, тепло…)
(За это задание дети получают
"капельку”.)
Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с Капитошкой мы посадим
цветы, а потом на 8 марта подарим вашим мамам. Попробуем вырастить из семян
цветы! Что для этого надо?
(Ответы детей: земля, посеять,
полить, поставить на окно, там свет и тепло.)
(За это задание Капитошка даёт
"капельку”.)
Воспитатель: Капитошка, для тебя дети приготовили сюрприз – сейчас
они споют песню на слова М. Пляцковского "Берегите природу”.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
(За эту песню Капитошка даёт детям
"капельку”.)
Вместе с детьми подчитываются
"капельки”. Дети находят деревянный грибок, в котором медали "Юный
защитник природы”. Капитошка награждает каждого ребёнка.
Звучит музыка, дети прощаются с
Капитошкой, с обещанием беречь природу!